Главная » 2015 » Апрель » 26 » Дисциплина - залог успешной охоты
18:26
Дисциплина - залог успешной охоты
Д. Осипов, охотник. 
"Охота и охотничье хозяйство № 04 - 1985 г."

За мою долгую охотничью практику пришлось наблюдать и разбирать случаи небрежности, невнимательности, халатности и недисциплинированности отдельных охотников на охотах. Все эти негативные явления приводили в лучшем случае к неудачным охотам, к срыву их, в худшем - к трагическим последствиям. 

Приведу несколько примеров. 

Два дня шли по следам выводка волков два егеря и два охотника-волчатника. Наконец на третий день удалось обойти зверей на лежке и зафлажить. Срочно на место была доставлена команда стрелков из десяти человек. Распорядитель охоты провел подробный инструктаж. Охота началась. Волки, стронутые егерями, пошли на стрелковую линию и гуськом выходили на одного из стрелков. Тот заметил их движение на дистанции в сорок метров в густом подлеске. Вместо того чтобы стоять неподвижно, он начал отклонять корпус и голову вправо, влево, а затем пригнулся, рассматривая зверей... Волки его, конечно, заметили и повернули вспять. И вот результат; из пяти волков, оказавшихся в окладе, взят был только один прибылой. Волчица, матерый и два прибылых прорвались между флангом стрелков и загонщиками. Охота не удалась... Вернее, была сорвана недисциплинированным охотником. А ведь на сохранение неподвижности на стрелковой линии обращал особое внимание распорядитель охоты. 

Уместно напомнить; лось, кабан, волк и другие звери не очень обращают внимание на неподвижные предметы, но улавливают малейшее движение, легкий шорох, быстро и бесшумно скрываются делаются более осторожными и подозрительными. 

На охотах, особенно коллективных, есть очень важное правило: "Неясно видишь цель - не стреляй!" Его обязаны соблюдать неукоснительно. Несоблюдение этого правила ведет к непоправимым последствиям. Вот несколько примеров. 

Я хорошо знал хирурга Александра Аркадьевича. Он - хороший охотник и опытный хирург. К сожалению, мне пришлось быть его общественным обвинителем в народном суде. Александр Аркадьевич охотился на глухарином току и подошел к поющему петуху… Тот слетел на землю... Охотник, под его песню, выглянул из-за еловой поросли (темновато еще было) и, увидев там шевелящееся пятно, выстрелил. Был уверен, что стрелял глухаря, но одним выстрелом убил и покалечил пять глухарок! Угодья не досчитались пяти выводков глухарей в эту весну. Потрясенный случившимся, охотник принес в охотколлектив глухарок и честно рассказал обо всем. Суд учел его чистосердечное признание и раскаяние и вынес приговор скорее назидательный, чем карающий... 

В другом случае два незадачливых охотника - управляющий отделением банка и его бухгалтер - возвращались на охотничью базу. По пути, на опушке обнаружили токующих тетеревов и решили поохотиться с похода. Расстояние между сидящими на деревьях тетеревами было 450-500 м. Во время скрадывания петухи слетели на землю в кусты с пожухлой прошлогодней травой. Охотники, не видя друг друга, ползком направились к ним. Управляющий оказался впереди бухгалтера, а тот, заметив темное шевелящееся пятно в пожухлой траве, принял его за токующего тетерева и... выстрелил... Пришлось срочно везти управляющего в районную больницу, где хирург изъял из его левого бедра и ягодицы шестнадцать дробин четвертого номера! Говорить об отчаянном положении бухгалтера перед своим начальником просто излишне... В третьем случае горе-охотник вместо глухаря убил на току барсука и с месяц все недоумевал: как это могло случиться? А еще один четыре раза палил из ружья по... собственному рюкзаку! Он принял его за глухаря, изрешетил и нашпиговал крупной дробью его содержимое. Последний выстрел привел охотника в крайнее изумление и испуг: заряд попал в запасной патронташ, и дробь сработала по двум капсюлям как ружейные бойки. К изумлению стрелка из "глухаря" сверкнули две молнии и раздался слитный дуплет! 

На мой вопрос: "Как это случилось?" - расстроенный охотник пояснил: "Подходил под песню к глухарю, а он или слетел, или замолк. Постоял. Слышу - поет левее. Я снял рюкзак, чтобы не мешал, положил на поляночке около елочек, заметил место и пошел на песню... Иду, слышу поет еще левее. Я туда, потом еще раз взял левее... Подошел... Долго не понимал: где поет - на деревьях или на земле?.. Показалось - поет на земле, на маленькой поляночке. Присмотрелся... и увидел - темное пятно шевелится. Сумерки были - видно плохо. Под песню поднял ружье, затаил дыхание и выстрелил... А он... поет! Промах! Не мешкая, ударил второй раз... Поет! Затем вроде смолк... У меня от напряжения глаза заслезились. Слышу - запел, робко так. Осторожно, под песню, перезарядил ружье и еще раз выстрелил... Поет! Тогда я хорошенько выцелил и ударил четвертый раз - наверняка! Из глухаря брызнули две молнии, раздался сильный треск... Я онемел. Ружье упало из рук, колени затряслись, руки тоже... Не помню, как шел к глухарю, что думал. Подошел. Смотрю... рюкзак! Сел, прихожу в себя, соображаю и... слышу - поет глухарь прямо над моей головой! Тут меня такая злость взяла! Вскочил на ноги и крикнул: "Чтобы тебя черти взяли!" А он поет! Тут уж я успокоился и понял: два сучка переплелись и скрипели. Звуки были похожи на второе глухое колено песни, а в остальном - ничего похожего на глухариную песню". 

Хорошо, когда все хорошо кончается. А вот ответственный районный работник при охоте на лосей в сумерках дуплетом порешил двух лошадей из совхоза... Конфуз! Да еще какой! И все по той же причине: не уточнив цели, произвел выстрелы. 

Особая ответственность по технике безопасности необходима при коллективных охотах на волков, лосей и кабанов. 

Производилась коллективная охота на лося - по лицензии. Лось, стронутый егерем, вышел на второй номер левого фланга стрелковой линии. Охотник стрелял дуплетом на дистанции 20-23 м. Первая пуля угодила в березу, а вторая попала в левый бок зверя и нанесла ему тяжелую рану. Лось отвернул несколько правее и, теряя силы, прошел мимо последнего стрелка в 50-55 м. Тот, видя уходящего лося, дважды по нему выстрелил. Причем последний выстрел был произведен под углом к стрелковой линии менее чем 30°, примерно 25°. Он знал, что левее никто не стоит. Стрелковая линия располагалась вдоль старой лесовозной дороги. После второго выстрела лось дошел до дороги и упал. А с того места, где упал лось, неслась к нам вскачь лошадь, запряженная в сани. Слышались отчаянные крики старика-возницы: "Тпру-тпру!.. Чи сбесились, окаянные?!" Наконец общими усилиями лошадь была остановлена. Дан сигнал - "конец охоты", и мы стали выяснять, каким образом лошадь и возница оказались на стрелковой линии? Оказывается, старичок еще рано утром нарубил березовых ветвей для поделки метел, уложил их в сани и, чтобы сократить путь, решил ехать по старой дороге. Неожиданно он услышал выстрелы, остановил лошадь, а когда увидел лося, прямо идущего на него, испугался. Его испуг перешел в панику, когда он вновь услышал два выстрела, а затем резкий удар-щелчок по левой оглобле. Лошадь то ли от лося, то ли от щелчка как-то странно присела на задние ноги и... понесла. А выскочивший лось упал на дороге, позади саней, и добавил страху и лошади, и вознице. Осмотрев сбрую, мы обнаружили след пули на левой оглобле и ее входное отверстие в хомуте. Пуля торчала на выходе из кожаной обшивки хомута. Против этого места на коже лошади был хороший кровоподтек. Вот почему лошадь понесла сани. Хорошо, что пуля, потеряв силу, не пробила хомут. 

Мы стали тщательно разбираться, сопоставлять факты и выяснили: стрелок последнего номера первым выстрелом попал в центр березы, и пуля застряла в ней. Вторая пуля сделала двойной рикошет; она попала в бок другой березы, слегка деформировалась, срикошетила влево и вновь попала в бок сосны, при этом опять отклонилась влево и, задев оглоблю, попала в хомут лошади, где и застряла, потеряв силу. Ее общее отклонение составило более 25°. 

Успеху охоты во многом способствуют исправность оружия и правильное снаряжение патронов (особенно картечных и пулевых). Ведь с такими патронами охота производится на крупного зверя, и снаряжать их надо особенно тщательно. Это истина - не требующая доказательств. 

Есть правило, которое, образно говоря, "написано кровью охотников". Нельзя охотиться с неисправным ружьем. И все-таки отдельные охотники умудряются и его нарушать. Так, на облавных охотах после расстановки стрелков дважды звучали непроизвольные выстрелы. В 1976 г, прозвучал выстрел в момент заряжания ружья - поизносились детали правого курка. Владелец знал об этой неисправности и все-таки выехал на волчью облаву. Конечно, такой охотник был немедленно отстранен от охоты. 

Есть еще важное требование к охотникам - умение контролировать свое психологическое состояние в ответственный момент (выход зверя на стрелка и др.). 

В 1978 и в 1980 гг. дважды звучали непроизвольные выстрелы на стрелковой линии в момент подхода волков. У охотников, помимо их воли (нервное напряжение и от холода), пальцы сами нажимали спусковые крючки. В обоих случаях звери уходили на фланги и прорывались между стрелковой линией и загонщиками. Оба охотника - люди культурные, грамотные, и ружья, как показала проверка, исправные. А вот свое психологическое состояние проконтролировать не смогли. Такое случается особенно у тех, кто впервые на волчьей, лосиной или кабаньей охоте. Надо научиться управлять своей нервной системой в сложных ситуациях. Охотник обязан готовить себя ко всяким неожиданностям, настраиваться на ответственность за выстрел, на ответственность перед товарищами, коллективом. 

Перед охотой на крупного зверя всегда проводится инструктаж охотников. Вот тут-то и надо внимательно слушать, на что обращать особое внимание, и, стоя на стрелковой линии, постоянно (мысленно) контролировать себя. Стоять надо неподвижно, расслабленно. Периодически шевелить пальцами, мышцами живота, груди, рук, ног. Но все эти движения не должны влиять на общую неподвижность фигуры. В таких случаях сибиряки говорят: "Уметь себя ершить изнутри". Ну а уж если руки, пальцы начинают плохо слушаться, в глазах зарябило от напряжения, а в ушах не то звон, не то шорох - прикажите себе: "Спокойно! Расслабься! Bсе идет как надо!" - и сразу все изменится. Вы почувствуете, как расслабятся мышцы, улучшится слух, обострится зрение. А это вам и нужно в данный момент. Вот тогда, палец не нажмет "сам" на спусковой крючок, ибо вы подчинили его своей воле. Учитесь быть настоящим охотником: зверя подпускать "в меру", стрелять наверняка, знать точно, где стоят товарищи-стрелки и где находятся загонщики. И уж такой охотник никогда не спутает лося с лошадью, глухаря с барсуком, тетерева с желной, утку с ондатрой, а кабана с овцой! Мушка ружья такого охотника "сама находит" убойное место зверя, а сознание точно отметит момент выстрела - радостный финал! У вас навсегда останется в сердце радость от удачной охоты и красивого, чисто спортивного выстрела. Зверь повержен! Такое останется на всю жизнь и сохранится в "кладовой" памяти со всеми деталями и подробностями. 

Охотник должен уметь правильно одеться и обуться. В моей практике коллективных охот было четыре случая обмораживания пальцев рук, ушей, носа. Дважды охотники так натирали ноги, что самостоятельно двигаться не могли. Из-за неправильно подобранных костюмов (куртка, брюки, шапка, перчатки), которые демаскировали охотников на фоне леса, трижды уходили звери.

Как показала практика, по черной тропе лучшим костюмом является куртка из сукна типа солдатской шинели, длина ее - чуть ниже колен. Такого же цвета брюки. Куртка не должна стеснять движения охотника, она должна быть "по нему". Обувь - легкой. Если сырая погода - "хлюпь", самыми удобными являются резиновые сапоги на размер больше, чем обычная обувь. Это нужно для того, чтобы надеть дополнительно шерстяные носки или портянки. Ноги в сапогах не должны быть слишком свободными и не слишком сжатыми - и то, и другое плохо. Если ноги в сапогах слишком свободны, могут быть потертости, если им слишком туго, уменьшается кровообращение и ноги становятся малочувствительными, быстро устают, мерзнут. В более сухую погоду хороши и яловые сапоги, если они не очень грубы. Надо научиться правильно наматывать портянки. Лучший способ - солдатский, без рубцов. 

Головной убор и перчатки (рукавицы) тоже должны быть защитного цвета и не стеснять пальцы рук. В холодное время хороши и удобны шерстяные перчатки и меховые рукавицы. Рукавицы можно скинуть в любое время и остаться в перчатках, которые не мешают стрельбе. 

По белой тропе лучше всего поверх теплой одежды надевать белый костюм. Очень удобны куртка и брюки на резиновых стяжках в поясе, рукавах и брюках у куртки желателен капюшон, который накидывается на головной убор. 
Категория: Охота | Просмотров: 307 | Добавил: mazuR | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Мини-чат