Главная » 2015 » Апрель » 27 » Судак Верхней Волги
17:32
Судак Верхней Волги
На Волге, от Твери до Углича, зимой всегда можно встретить рыболовов, которые ловят судака исключительно на балансиры и блесны. Дело это непростое, требующее особого терпения. Но если рыболов дождался выхода клыкастого, азарта и добычи ему может достаться сполна, особенно успешной бывает такая рыбалка с конца февраля и до тех пор, пока надежно держит лед.

Облава на клыкастого

В тот выходной у нас с товарищем на дальнюю поездку времени не было и мы после полутора часов езды по Ленинградскому шоссе свернули к Волжскому плесу, не доезжая Новомелково. Честно говоря, на судака особо и не рассчитывали, хотя у каждого в ящике был какой-то очень ограниченный запас блесен и балансиров. Мы полагали, что найдем подлещика, плотву или окуней в прибрежной зоне, но когда увидели, как азартно на русле большая группа рыболовов преследует стаю судака и нет-нет да кто-нибудь и вытащит рыбу, присоединились к ним. 

Интересно, что судак двигался вдоль бровки, дальней от «московского» берега, начиная от одного залива и кончая другим, который располагался метрах в восьмистах от первого. Затем вдруг поклевки полностью прекращались, судак терялся и снова появлялся на бровке у первого залива. Там рыболовы вначале сидели на широком «пятаке». Поклевки случались по всей площади, занимаемой блеснильщиками, с интервалом в 10-15 минут. В этом месте к руслу Волги примыкает приток, канава которого идет по дну залива. 

Однако потом стая судака неожиданно начинала снова двигаться в сторону второго залива, то вдоль бровки, то по всему руслу. Можно было предположить, что на стыке двух русел собиралась уклейка и хищники устраивали на нее облаву, загоняя в русло, где серебристые рыбки устремлялись вперед, придерживаясь бровки, которая могла служить некоторым укрытием от судака. В то же время, возможно, некоторые хищники оставались в засаде на бровке, по крайней мере мне так показалось. Представьте картину. Вот судак пошел от первого залива — это видно по рыболовам, которые вытянулись широкой толпой. Поклевки чаще всего начинают происходить у тех, кто просверлит лунку, опередив других метров на 10-15, но и у рыболовов внутри толпы изредка поклевывает. Но бывает, кто-то вырвется дальше всех, метров за 50 на бровку, долго безрезультатно блеснит — и вдруг подсечка, тащит судака. 

Очевидно, у второго залива, где на выходе располагался широкий пролив, а русловая бровка не была явно выражена, стая кормовой рыбы сильно рассредоточивалась и преследующему судаку становилось трудно охотиться. Клыкастые организованно и достаточно быстро возвращались к первому заливу, где к этому времени снова собиралась большая и плотная стая кормовой рыбы. За два часа ловли было три таких прохода, когда судак клевал очень активно. Пришлось это на время с 14 до 15 часов. 

Блеснильщики знают, что кратковременный жор зимнего судака чаще всего выпадает на небольшой временной отрезок, именно в районе 14 часов. Бывает так, что машешь целый день — и ни единой поклевки; вдруг подходит его короткое обеденное время — и начинает брать с невообразимой частотой и крупный, и мелкий судак. И это на том же самом месте, где еще недавно ничто не говорило о наличии стаи... Причем усидчивый рыболов до этого испробовал все возможные и самые аппетитные приманки, а судак в час жора стал хватать самую примитивную железку. То же самое и с игрой: на сверхделикатную проводку он не реагировал, а тут начал хватать и не совсем верно играющую блесну или балансир. Вот что значит массовый выход... 

Надо сказать, мы попали в тот раз к шапочному разбору и успели половить только на третьем проходе судака. Любопытно, что мы с товарищем взяли по небольшому клыкастому на одинаковые 12-граммовые «Кастмастеры» желтого цвета прямо посередине толпы. Игра велась у самого дна — подъем блесны на 10 см, опускание и иногда короткое волочение по дну течением (не более 10-15 см) — в это время чаще всего и следовали поклевки. Наши маленькие окуневые балансиры результата не давали, а других у нас не было. Многие рыболовы успешно ловили как на балансиры различных модификаций, так и на обычные узкие судаковые блесны. 

Поклевки судака были исключительно у дна, на глубине от 5 до 7 м. Практикой многих рыболовов проверено, что судак зимой никогда не поднимается выше метра ото дна. Только в самом конце ледостава он может кормиться в несколько более высоких слоях, но все равно под самый лед, в отличие от окуня, никогда не поднимается.

«Акатовская» блесна

Многие судачатники Верхней Волги используют так называемую «Акатовскую» блесну (рис. 1). Она изготавливается из медной или латунной пластины и имеет вытянутую форму. Длина ее составляет 12-15 см. К хвосту блесна сужена, а к тройнику несколько расширена и слегка выгнута. Одна сторона ее залита оловом таким образом, что вблизи тройника имеется утолщение. 


Другая сторона, в соответствии с материалом пластины — желтоватого или красного цвета. На конце — тройник № 8. На цевье тройника обязательно делается опушка из шерстяной нитки, обычно красного цвета. Это необходимо не столько для украшения блесны, сколько для изменения ее игры при свободном падении. 

Проводка — довольно простая. Блесну опускают до самого дна, поднимают на 10-15 см и бросают вниз, чтобы она при затухании колебаний только чиркнула тройником по дну, подняв муть. Потом приманку нужно поднять на 20-25 см, но вначале ей позволяют пройти половину этого расстояния. На каждом взмахе увеличивают подъем до тех пор, пока удильник не окажется на уровне лица сидящего на ящике рыболова. На игру в более высоких горизонтах судак, как правило, не реагирует.

Тактика ловли

Раньше на некоторых подмосковных водохранилищах, таких как Рузское, Можайское, Озернинское, Истринское, был распространен так называемый «артельный» способ ловли судака. Обычно собиралась организованная группа блеснильщиков и назначала бригадира, которому доверяла выбирать «точки» — наиболее перспективные, по его мнению, места для ловли. На «точке» все садились вокруг бригадира и начинали блеснить. Нередко разрабатывали специальные схемы группового поиска судачьей стаи. Бывало, такие бригады нахаживали по льду не один километр. Иногда практикуется артельный метод и в наши дни. 

Местные же судачатники, как правило, ловят в одиночку. Я заметил, что они всегда сидят на одних и тех же, известных им «точках». Многие из них и лунки-то часто не меняют. Они могут находиться на двух-трех лунках целый день и наконец дождаться поклевки. Во многом такая выжидательная тактика себя оправдывает: зачем носиться по водоему, тратить силы — когда придет время кормежки судака, он обязательно выйдет на кормовую «точку». Кстати, и среди спиннингистов нередко встречаются приверженцы такой тактики. Рыболов знает свой судачий бугор, стоит над ним на лодке целый день и в конце концов дожидается поклевки. 

При подборе балансира для судака считается, что чем он больше, тем лучше (конечно, в разумных пределах). Рыболовы Верхней Волги используют преимущественно балансиры длиной 8-10 см. Есть, правда, любители небольших приманок. Они считают, что лучше ловить мелкого судака, но часто. Я, например, знаю одного судачатника, который успешно ловит на тихих участках, применяя только 4-6-сантиметровые рапаловские балансиры. Однако крупные трофеи у него редки. 

Для судака активная игра не подходит. Ведь стремительные движения приманки напоминают рыбку, у которой достаточно сил, чтобы ускользнуть от зубов хищника. А судаку нужна ослабленная рыбка, которую можно взять, не растратив энергии, что очень важно в зимний период. Из этого следует, что судак — санитар водоема. 

Чтобы балансир уходил далеко в сторону, но при этом двигался медленно, необходимо улучшать планирующие свойства хвостового оперения. Однако при слишком тяжелой носовой части это может привести к тому, что балансир будет клевать головой вниз. Тогда носовую часть балансира делают облегченной. Один из способов — срезать нос, просверлить посередине в срезе отверстие и посадить в него на шип с клеем нос, сделанный из дерева. Естественно, дерево должно быть соответствующего качества и окрашено водостойкой краской или лаком. При модернизации частей приманки всякий раз нужно смотреть, каким будет воздействие на планирующие свойства балансира. Для этого необходимо постоянно проверять игру балансира в глубокой емкости с водой. 

На многих моделях балансиров необязательно реконструировать носовую часть, достаточно хорошо придерживать блесну во время сбрасывания. Модернизация балансира — дело очень тонкое. Вообще, идеальный, так сказать, прообраз балансира — это бумажный самолетик, который четко планирует в воздухе — у него площадь крыла и носовая часть сбалансированы. 

Балансиры различных фирм, предназначенные для ловли судака, выпускаются с хвостовым оперением из прозрачного пластика. Но таковое не очень-то способствует необходимой игре. Поэтому я вырезаю крыло из прозрачной пластиковой бутылки — также треугольное по форме, но несколько большей площади и в форме ласточкиного хвоста. Затем, наложив одно крыло на другое, приклеиваю. Если нет подходящего клея, можно вырезанное из бутылки крыло притянуть к заводскому тонкой леской, продев ее через предварительно просверленные отверстия (рис. 2). 

Ласточкин хвост нужен, чтобы крыло не закрывало крючок. Оно не должно быть очень длинным, обычно его увеличивают не более чем на 5 мм. В противном случае балансир может слишком заныривать, и тогда придется смещать подвесное колечко. Кроме того, при чрезмерной длине крыла ухудшается зацепистость крючка. Для нахождения центра тяжести на самодельных или модернизированных балансирах я применяю обвязку из медной проволоки с колечком наверху, которую можно перемещать вдоль корпуса балансира. Иногда увеличивают площадь крыла и в ширину, но не более чем на 1-2 мм. 

Манипулируют балансиром примерно так же, как блесной. На одной лунке можно разделить проводку на следующие этапы: 

1) подъем от дна на 7-12 см и чирканье «брюхом», чтобы создать муть; 

2) подъем на 20 см и отпуск с придержкой до половины расстояния, т. е. на 10 см (придерживать балансир нужно больше, чем блесну); 

3) подъем на 30 см и отпуск на 10-15 см вниз; 

4) подъем на 50 см и отпуск на 20-25 см вниз; 

5) подъем на 70 см и отпуск на 25-35 см; 

6) подъем на 100 см и отпуск на 40-50 см. 

При поиске судачьей «точки» обычно на одной лунке долго не играют приманкой. Здесь достаточно делать не более трех проводок. То есть выбирают любые три уровня игры вместо пяти, а иногда ограничиваются даже двумя или одним. 

Окраска балансира выбирается под стать окраске кормовой рыбы, которую предпочитает судак в данном водоеме. Это могут быть серебристо-синие, зеленовато-желтые и прочей окраски приманки. Универсальным судаковым балансиром является белый с красной головной частью. 

Замечено, что на этапе подъема мути со дна судак почти никогда не берет, в то время как щука часто хватает именно в этот момент.

«Флюгер»

Дополнительную оснастку в виде скользящего крючка или мормышки на леске давно применяют окунятники. На нее при плохом клеве окунь иногда реагирует лучше, чем на основную приманку. «Флюгер» — это тоже скользящая приманка. Ее нередко используют судачатники Верхней Волги. За основу «флюгера» берут пластиковую горошину — пульку от детского пистолета. Пульки имеют разную окраску. Нам подойдет красная, желтая, зеленая. В горошине раскаленной иголкой делают отверстие для крючка (№ 6-7, с длинным цевьем и колечком). Вставив крючок в отверстие, сверху делают еще одно отверстие, теперь уже сквозное (для лески), чтобы оно проходило через ушко крючка (рис. 3). На цевье крючка подвязывают вабик из козьей или бараньей светлой шерсти. Движения «флюгера» ограничивают стопоры из лески — один устанавливается в 15-20 см от балансира, а другой в 30 см выше. Там, где есть шанс поимки щуки, ловят с мягким поводком, и тогда нижним ограничителем служит вертлюжок или карабин поводка. «Флюгер» получил свое название потому, что он все время держится по направлению течения. 

При работе с тандемом из балансира и «флюгера» я иногда не делаю обычный сброс, а в какой-то фазе (скажем, балансир находится в нижней точке или в верхней) просто передвигаю леску от одного края лунки к другому и обратно. При плохом клеве очень часто бывает так, что когда начинаешь делать что-то другое взамен однообразной игры, случается поклевка.

Маршруты

На самых ближних к Москве участках Верхней Волги есть еще несколько хороших мест для ловли судака. За Кашинским мостом протекает речка Кашинка, и к ней очень просто подъехать. На выходе из реки иногда очень неплохо ловят судака. 

В семнадцати километрах от Калязина находится Новоакатовский залив. Недалеко от него расположен остров, за которым на свалах русла всю зиму с переменным успехом ловят судака. Хороший клев бывает в периоды, когда открывают шлюзы и усиливается течение. Однако в выходные течение, как правило, слабое. Недалеко от острова, если брать вверх по течению, затопленное русло Волги изгибается двойной петлей. По моим наблюдениям, здесь самый судачий участок. 

Еще одно судачье место находится у моста через Шошинский плес Иваньковского водохранилища (трасса Москва — Санкт-Петербург). В районе моста течение настолько сильное, что на русле в некоторые зимы даже не замерзает лед. Судачатники обычно облюбовывают места по краям русла, где течение позволяет блесне или балансиру контролировать дно. Даже в глухозимье судак ведет себя здесь активно, очевидно, из-за хорошего кислородного режима. Вскрытие пойманных судаков показывает, что кроме мелких рыбешек судак питается бокоплавами, мотылем и прочими водными организмами, которые здесь активно передвигаются, в отличие от заморных участков, и становятся легкой добычей рыбы. Хороший результат давала игра, когда после взмаха и опускания блесны на дно я еще сдавал 10-20 см лески. Тогда блесну протаскивало по дну, и в этот момент следовала поклевка. Такой же прием я неоднократно успешно использовал и на русле Волги во время работы шлюзов. 
Категория: Рыбалка | Просмотров: 298 | Добавил: mazuR | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Мини-чат